Председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

8 октября 2003 года был официально опубликован Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон), по применению которого в ЦИК России поступает значительное количество обращений избирательных комиссий, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В целях оказания методической помощи направляем Вам подготовленное в Правовом управлении Аппарата ЦИК России письмо, содержащее соответствующие ответы и рекомендации. Если в ходе работы по реализации положений Федерального закона возникнут вопросы, не нашедшие своего отражения в настоящем письме, просим направлять их в адрес ЦИК России.

Направляем Вам также копию Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года № 707-р, которым были утверждены Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения и Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения.

 

Приложения: на 42 страницах.

 

А.А. Вешняков


Об основных вопросах, связанных с реализацией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1. О порядке установления (изменения) границ муниципальных образований

Реформирование территориальной организации местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон) предусматривает формирование муниципальных образований на уровне:

– поселений,

– муниципальных районов,

– городских округов,

– внутригородских территорий городов федерального значения.

Первым этапом муниципальной реформы является обязательное установление законом субъекта Российской Федерации до 1 января 2005 года границ муниципальных образований и наделение их статусом соответственно городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (пункт 1 части 1 статьи 85 Федерального закона).

Установление границ муниципальных образований должно производиться с учетом критериев, сформулированных в части 1 статьи 11 Федерального закона.

Федеральный закон исходит из необходимости максимального сохранения территориальной целостности уже существующих муниципальных образований, поскольку согласно части 3 статьи 84 Федерального закона изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу главы 12 Федерального закона (т.е. на 8 октября 2003 года), в период с 8 октября 2003 года до 1 января 2006 года допускается исключительно в порядке и по основаниям, установленным статьями 84 и 85 Федерального закона.

Если территориальная организация муниципального образования, существующего на 8 октября 2003 года, не отвечает требованиям Федерального закона, и, соответственно, определению муниципального образования, закрепленному Федеральным законом, то, исходя из положений статьи 85 Федерального закона, полагаем, что она должна быть приведена в соответствие с указанными требованиями закона путем изменения границ или преобразования.

В связи с тем, что статья 24 Федерального закона, предусматривающая проведение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, вступает в силу только с 1 января 2006 года, проведение указанного голосования для выявления мнения населения на данном этапе муниципальной реформы не требуется, т.е. первоначально границы вновь образованных и преобразованных муниципальных образований определяются законом субъекта Российской Федерации, который должен быть принят до 1 января 2005 года.

При решении вопросов об установлении границ муниципальных образований следует иметь ввиду, что во исполнение положений статьи 85 Федерального закона Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года № 707-р были утверждены Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения и Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения.

 

2. О голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Статья 24 Федерального закона (вступающая в силу с 1 января 2006 г.) устанавливает, что голосование по вопросам изменения границ муниципальных образований, преобразования муниципального образования проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом. Таким образом, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования представляет собой закрепленную Федеральным законом новую форму прямого волеизъявления. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, как и местный референдум, назначается представительным органом муниципального образования.

В этой связи полагаем целесообразным предусмотреть в законодательстве субъектов Российской Федерации следующие особенности проведения голосования по вопросам изменения границ муниципальных образований:

– не применяются положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности;

– не применяются положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме;

– голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих правом на участие в местном референдуме;

– согласие населения считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

В этой связи в случае признания несостоявшимся голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования по причине низкой явки избирателей, по нашему мнению, срок повторного проведения голосования с такой же формулировкой вопроса следует определить законом субъекта Российской Федерации, принимаемым в соответствии с федеральным законом.

В связи с тем, что положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются при проведении голосования по вопросам изменения границ муниципальных образований, полагаем, что закон субъекта Российской Федерации должен предусмотреть также и механизм реализации решения, принятого в ходе указанного голосования, учитывающий интересы граждан Российской Федерации, проживающих на сопредельных территориях с территорией, на которой проводилось это голосование.

Однако в любом случае отсутствие явно выраженного в соответствии с Федеральным законом согласия населения на изменение границ, преобразование муниципального образования не допускает такого изменения, преобразования. В то же время, следует иметь ввиду, что голосование по вопросам изменения границ муниципальных образований не может быть назначено до 1 января 2006 года.

 

3. О сроках проведения выборов органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления

Сроки проведения выборов органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления зависят от установления границ муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 84 Федерального закона в муниципальных образованиях, образованных до 8 октября 2003 года и соответствующих требованиям Федерального закона, выборы органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления проводятся в порядке и сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований.

Во вновь образованных муниципальных образованиях, а также в случаях изменения границ муниципального образования, повлекших увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов, и преобразования муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 84 Федерального закона, формирование органов местного самоуправления производится иначе.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона структура органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, в том числе порядок избрания главы муниципального образования и срок его полномочий могут быть определены населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан). Референдум (сход граждан) проводится, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования, организовавшая сбор подписей граждан и представление подписных листов в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом, другими федеральными законами для проведения местного референдума и с учетом указанных особенностей Федерального закона.

Если в течение месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования указанная инициатива о проведении референдума не была выдвинута, то органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона до 31 марта 2005 года должны принять законы и подготовить иную правовую базу для проведения выборов представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований (установить срок их полномочий, который не может быть менее двух и более пяти лет, установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, определить порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов, назначить дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, установить дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований и др.).

В соответствии с указанной нормой такие выборы должны быть проведены до 1 ноября 2005 года. При этом следует учитывать, что в силу положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Таким образом, с учетом положения о недопустимости назначения голосования на нерабочий праздничный день, при принятии решения о назначении выборов и определении даты голосования в конце установленного для этого периода, днем голосования на выборах представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований, будет 19 июня 2005 года.

Если же структура органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования или преобразованного муниципального образования была определена на местном референдуме (на сходе граждан) в порядке, установленном частью 5 статьи 34 Федерального закона, назначение выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований должно быть осуществлено до 30 апреля 2005 года. Указанные выборы, с учетом требования упомянутого выше положения пункта 2 статьи 10 Федерального закона об основных гарантиях, при принятии решения о назначении выборов в конце установленного для этого периода должны быть проведены до 17 июля 2005 года.

Полагаем необходимым также отметить, что многолетняя практика проведения выборов в Российской Федерации показывает, что наиболее удобным как для избирателей, так и для кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков является проведение выборов в марте. В этой связи полагаем целесообразным рекомендовать проведение выборов представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований 27 марта 2005 года. Если в силу задержек с принятием необходимой законодательной базы это окажется невозможным, то рекомендуется установить срок полномочий представительных органов и глав муниципальных образований, впервые избираемых в соответствии с Федеральным законом, таким образом, чтобы следующие выборы проводились в марте.

4. Срок полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных до 8 октября 2003 года

Срок полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных до 8 октября 2003 года, зависит от определения границ муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации.

Если границы соответствующего муниципального образования не будут изменены, либо изменение границ в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 84 Федерального закона, не повлечет увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов, и муниципальное образование не будет преобразовано в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 84 Федерального закона, то органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения, продолжают исполнять указанные полномочия до истечения срока, на который они были избраны. После 1 января 2006 года изменится лишь круг полномочий указанных органов – полномочия должны будут соответствовать статусу соответствующего муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения), установленному законом субъекта Российской Федерации.

Если же произойдет существенное изменение границ муниципального образования или муниципальное образование будет преобразовано, то, как следует из пункта 10 статьи 85 Федерального закона, полномочия соответствующих органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления с 1 января 2006 года прекращаются.

 

5. О начале срока полномочий представительных органов и должностных лиц вновь образованных муниципальных образований, муниципальных образований, границы которых изменены, а также преобразованных муниципальных образований

В соответствии со статьей 34 и частью 5 статьи 84 Федерального закона органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, а также муниципальных образований, границы которых изменены таким образом, что это повлекло увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов, муниципальных образований, преобразованных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 84 Федерального закона (далее по тексту – новые муниципальные образования) независимо от даты избрания приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения с 1 января 2006 года. В соответствии с частью 5 статьи 84 Федерального закона в период со дня избрания и до 1 января 2006 года указанные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе принимать уставы муниципальных образований, другие муниципальные правовые акты, формировать иные органы местного самоуправления. Принятые указанными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления уставы муниципальных образований, другие муниципальные правовые акты, за исключением правовых актов по вопросам организации их работы, вступают в силу не ранее 1 января 2006 года.

 

 

6. О совмещении выборов; о продлении сроков полномочий органов местного самоуправления

Предусмотренный статьей 82 Федерального закона об основных гарантиях период, когда может быть изменен срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах закончился 30 апреля 2004 года. Продление указанного периода в прежнем виде не предусматривается.

Вместе с тем, с учетом предстоящих выборов в органы местного самоуправления новых муниципальных образований, выявилась необходимость совмещения дня голосования на указанных выборах с днем голосования на иных выборах, в том числе с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления, существующие на 8 октября 2003 года, а также на выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Выявилась также необходимость решить вопрос о продлении истекающих в переходный период (до 1 января 2006 года) полномочий органов местного самоуправления, избранных до вступления в силу Федерального закона, в муниципальных образованиях, указанных в абзацах втором и третьем части 1 статьи 84 Федерального закона.

Для решения этого вопроса Президент Российской Федерации 11 мая 2004 года внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

Указанным законопроектом предусматривается также, что период, в течение которого возможно совмещение дня голосования на соответствующих выборах, будет продлен до 1 ноября 2005 года. Продление сроков полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований, существовавших на 8 октября 2003 года, границы которых изменены либо которые преобразованы в порядке, установленном названным Федеральным законом, предусматривается до 1 января 2006 года.

По имеющимся в ЦИК России сведениям, указанные изменения в Федеральный закон будут в ближайшее время одобрены и вступят в силу не позднее июля 2004 года.

 

7. О количестве депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы которых назначены после 8 октября 2003 года

В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 84 Федерального закона при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы которых были или будут назначены после 8 октября 2003 года, должны применяться установленные статьей 35 Федерального закона требования к минимальной численности указанных органов.

Следует иметь ввиду, что указанным выше законопроектом, внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, предусматривается также дополнение абзаца второго части 2 статьи 84 Федерального закона нормой, в соответствии с которой, если положения устава муниципального образования, определяющие численность депутатов представительного органа муниципального образования, не приведены в соответствие с требованиями статьи 35 Федерального закона, то при проведении выборов, назначенных после 8 октября 2003 года, численность депутатов должна соответствовать минимальной численности депутатов представительного органа муниципального образования, установленной статьей 35 Федерального закона.

В тех случаях, когда устав муниципального образования отсутствует, а также до вступления в силу вышеуказанных дополнений в Федеральный закон, при решении вопроса об утверждении схемы избирательных округов может быть (мог быть) фактически решен и вопрос о конкретной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В этой связи следует учитывать положения подпункта «б» пункта 3 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях, в соответствии с которыми при неутверждении уполномоченным органом схемы избирательных округов в установленный срок, указанную схему утверждает избирательная комиссия, организующая выборы.

8. О выборе вида избирательной системы, используемой при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон об основных гарантиях не предусматривает какого-либо конкретного вида избирательной системы, которая должна применяться при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. В то же время он допускает возможность применения пропорциональной избирательной системы при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, что вытекает, в частности, из положений пунктов 2 и 3 статьи 22, пунктов 8 и 10 статьи 24, пункта 7 статьи 25, пункта 7 статьи 26, пункта 5 статьи 27, пункта 21 статьи 29, пункта 8 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях.

В этой связи полагаем целесообразным, чтобы законом субъекта Российской Федерации было установлено, что выборы в представительный орган муниципального образования проводятся на основе избирательной системы, вид которой устанавливается уставом соответствующего муниципального образования. В этом случае осуществление избирательных действий для каждого из видов избирательных систем должно быть урегулировано в законе субъекта Российской Федерации, регламентирующем порядок проведения выборов в представительные органы муниципальных образований. Кроме того, закон субъекта Российской Федерации должен содержать положения, устанавливающие вид избирательной системы, применяемый при выборах представительных органов муниципального образования в случае, если в уставе муниципального образования этот вид не установлен.

В то же время, если законом субъекта установлен единственный вид избирательной системы, применяемой при выборах в представительные органы муниципальных образований, то уставом муниципального образования не может быть определено, что выборы представительного органа муниципального образования проводятся по другой избирательной системе, т.е. закрепление в уставе муниципального образования вида избирательной системы, применяемой при избрании депутатов представительного органа муниципального образования, возможно лишь в рамках, установленных законом субъекта Российской Федерации.

Представляется допустимым установление разных видов избирательных систем, используемых при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, наделенных разным статусом. Например, пропорциональная избирательная система для городских округов, смешанная избирательная система для муниципальных районов, мажоритарная избирательная система относительного большинства с образованием многомандатных избирательных округов для сельских поселений и т.п.

 

9. О порядке формирования представительных органов муниципальных районов

В соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется посредством муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Указанный порядок формирования может быть заменен формированием представительного органа муниципального района посредством делегирования в его состав глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых непосредственно самими депутатами представительных органов поселений из своего состава в соответствии с равной (независимо от численности населения поселения) нормой представительства. Введение порядка формирования представительного органа муниципального района посредством указанного делегирования может быть осуществлено при наличии инициативы представительных органов не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного посредством всеобщих выборов представительного органа муниципального района.

При этом день начала работы органа, сформированного посредством указанного делегирования, не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного посредством муниципальных выборов.

При закреплении порядка формирования представительного органа муниципального района посредством делегирования в его состав глав поселений и депутатов представительных органов и решении вопроса о норме представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района следует учитывать также положения части 7 статьи 35 Федерального закона о минимальной численности депутатов представительного органа муниципального района.

Пунктом 2 части 4 статьи 35 Федерального закона определено, что число депутатов представительного органа муниципального района, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. В то же время следует учитывать, что пунктом 4 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях предусмотрена необходимость соблюдения примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей или (при образовании многомандатных избирательных округов) примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат.

В тех случаях, когда одновременное выполнение указанных требований окажется невозможным, по нашему мнению, выборы депутатов представительных органов муниципальных районов могут проводиться с использованием пропорциональной избирательной системы, применение которой на этих выборах будет прописано в модельном законе, подготовку которого планируется завершить к концу текущего года.

В этой связи следует также иметь ввиду, что вопросы о применяемой при выборах депутатов представительных органов муниципальных районов избирательной системе и об определении границ муниципальных районов взаимосвязаны.

При решении вопроса о порядке формирования представительных органов муниципальных районов следует также учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 85 Федерального закона, в соответствии с которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 марта 2005 года определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов.

При формировании представительного органа муниципального района посредством делегирования в его состав глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, требования Федерального закона об основных гарантиях (в том числе и его статьи 18) не применяются, поскольку указанный Федеральный закон регулирует лишь правоотношения, связанные с прямым волеизъявления граждан.

10. Порядок инициирования местных референдумов

Федеральный закон об основных гарантиях (статья 14) предусматривает возможность выдвижения инициативы местного референдума гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в референдуме, а также избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом.

Кроме того указанной статьей определено, что федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам. Таким законом, в том числе является Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В отличие от Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускающего возможность принятия решения о проведении местного референдума представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 22 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ с 1 января 2006 года такая инициатива должна быть совместной – представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

11. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы местного референдума

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума на момент регистрации инициативной группы (соответственно 1 января или 1 июля, предшествующих регистрации). Федеральный закон в пункте 4 статьи 22 устанавливает минимальное количество подписей (не менее 5 процентов) от числа участников местного референдума. В целях соблюдения обеих
указанных выше норм, следует исходить из того, что федеральным законодательством установлено фиксированное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, а именно 5 процентов.

 

Правовое управление Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации


Приложение

Сроки осуществления действий по обеспечению реализации положений Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», связанных с реализацией избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

 

действие

норма Федерального закона

исполнитель

срок

1.         

предусмотрение в проекте закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2005 год средств для финансирования проведения выборов выборных органов и выборных должностных лиц вновь образованных муниципальных районов, а также вновь образованных в указанных районах городских, сельских поселений в соответствии с требованиями Федерального закона.

пункт 6 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

 

2.         

установление законом субъекта Российской Федерации границ муниципальных образований

пункт 1 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

до 1 января 2005 года

3.         

наделение муниципальных образований статусом соответственно городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района

пункт 1 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

до 1 января 2005 года

4.         

проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования, организовавшая сбор подписей граждан и представление подписных листов в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными законами для проведения местного референдума.

часть 5 статьи 34

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

 

 

проведение проверки подлинности собранных подписей граждан, назначение даты проведения местного референдума (схода граждан), осуществление иных предусмотренных федеральными законами полномочий избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума (схода граждан).

 

избирательная комиссия субъекта Российской Федерации

 

 

назначение выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований в случае, если структура органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования или преобразованного муниципального образования была определена на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) в порядке, установленном частью 5 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

пункт 2 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

до 30 апреля 2005 года.

5.         

подготовка нормативной базы для проведения выборов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований:

абзац первый пункта 2 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

до 31 марта 2005 года

 

установление численности представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований

 

 

 

 

установление срока полномочий представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований

 

 

 

 

определение порядка формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов

 

 

 

6.         

установление срока полномочий глав вновь образованных муниципальных образований, в которых в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 34 Федерального закона, не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления

абзац второй пункт 2 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

до 31 марта 2005 года

 

установление даты выборов глав вновь образованных муниципальных образований, в которых в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 34 Федерального закона, не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления

 

 

 

7.         

назначение выборов депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований

пункт 2 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

до 31 марта 2005 года

8.         

проведение выборов депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и глав вновь образованных муниципальных образований, указанных в пунктах 5 и 6 Таблицы

пункт 2 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

см. раздел 3

 

9.         

назначение и проведение выборов органов местного самоуправления в случае, если выборы органов местного самоуправления не назначены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

часть 4 статьи 85

суд, избирательные комиссии

с 1 апреля 2005 года

10.     

приведение в соответствие с требованиями Федерального закона конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;

пункт 4 части 1 статьи 85

органы государственной власти субъекта Российской Федерации

до 1 января 2006 года

11.     

предусмотрение в проекте бюджета района на 2005 год, являющегося муниципальным образованием на 8 октября 2003 года, средств на проведение выборов депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц вновь образованных городских, сельских поселений, расположенных в границах территорий соответствующего района.

пункт 1 части 8 статьи 85

органы местного самоуправления

 

12.     

приведение в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов органов местного самоуправления

пункт 2 части 8 статьи 85

органы местного самоуправления

до 1 июля 2005 года

 

Hosted by uCoz