...с Владимиром Жарихиным ("НГ", 05.02.98)

ВИДИМОСТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ


Олег Николаевич Каюнов - специалист-эксперт Государственной Думы,

Владислав Игоревич Луценко - помощник депутата Государственной Думы.

К СОЖАЛЕНИЮ, многие выдвигаемые сейчас предложения поправить избирательную систему все чаще становятся похожими на попытку изобрести вечный двигатель, а их авторы исходят из общего принципа: если избирательная система не позволяет провести мне своих людей в парламент в нужном количестве, а проходят туда люди, которые лично не нравятся, значит, система плоха. Поэтому избирательную систему необходимо срочно заменить на такую, при которой в Думе не будет представлен имярек. При этом каждый подставляет в эту формулу особо ненавистную лично ему политическую силу ("коммуняки", жириновцы, "домушники", явлинцы и т.п.). Однако история показывает, что хотя попытки создать избирательный закон "против кого-то" на начальном этапе иногда и достигали цели, но слишком часто оканчивались кровью и гражданской войной. Можно напомнить пример из недавней истории Грузии, когда обладавший в тот момент необходимыми для этого возможностями Звиад Гамсахурдиа протолкнул в избирательный закон норму, не позволявшую участвовать в президентских выборах Шеварднадзе. Чем это кончилось - хорошо известно. Посему имеет смысл вести речь о том, как создать такой парламент (не в ущерб его работоспособности), в котором раскладка сил будет максимально соответствовать существующему на время выборов соотношению сил в обществе.

В не затухающей последние пять лет дискуссии о выборе лучшей для России избирательной системы, кажется, послышались новые нотки. Недавно в "Независимой газете" была опубликована статья Владимира Жарихина "Ложные альтернативы". Практически одновременно аналогичные по сути предложения внес один известный депутат, поместив в своей партийной газете в виде передовицы пояснительную записку к соответствующему законопроекту (С. Юшенков, "О выборах в Государственную Думу" - "Демократический выбор", 29.01.98). Вслед за этим сходные предложения на "круглом столе" в Центризбиркоме озвучил и представитель администрации президента Александр Котенков. Основной идеей всех этих предложений является весьма спорный тезис, что существующая избирательная система отнюдь не является смешанной и в нынешнем своем виде нарушает избирательные права граждан, а посему ее необходимо заменить на другую, как представляется авторам, истинно смешанную. Но, к великому сожалению, вместо новых идей, если присмотреться внимательно, мы получили лишь возможность полюбоваться на несколько запылившийся скелет из всеми забытого шкафа.

Предлагаемые изменения - отнюдь не новость. На предыдущем этапе публично-кулуарных дискуссий (осень 1994 года) подобный механизм предлагался в проекте, разработанном сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Более того, тот проект неоднократно номинировался в думском комитете по законодательству в качестве будущего проекта президента, однако в последний момент был заменен другим проектом, более или менее повторившим текст Положения о выборах 1993 г.

Гладко было на бумаге...

Напомним вкратце суть этих предложений.

Избиратель, придя на участок, получает только один избирательный бюллетень с фамилиями баллотирующихся в соответствующем одномандатном округе кандидатов (как "независимых", так и выдвинутых "политическими партиями"). Победитель в этом округе определяется по действующей схеме, а число голосов за партии определяется как сумма голосов, отданных за кандидатов от соответствующей партии во всех одномандатных округах. В распределении мандатов по федеральному округу не участвуют те партии, кандидаты которых в сумме не смогли набрать 5% голосов. Исключение делается только для партий, сумевших провести в Думу определенное количество одномандатников (3 - у Жарихина или 10 - у Юшенкова).

Как представляется авторам этих изменений, такая схема заставит партии "пойти в народ", выставляя популярных кандидатов в одномандатных округах, и освободит существующую мажоритарную схему от обвинений в том, что все голоса, отданные не за победителя, пропадают. Однако...

De facto...

Такая схема могла бы иметь под собой хоть какую-то логику, если бы существовала прямая зависимость между числом голосов за партию и числом голосов, отданных за кандидата от этой партии. Однако непредвзятый анализ показывает, что это далеко не так. Достаточно посмотреть результаты голосований, чтобы понять абсурдность такой логики. В качестве примера приведем лишь результаты голосования в Республике Горный Алтай, где в одномандатном округе победу одержал выдвиженец ДВР Зубакин (22%), а за ДВР в целом проголосовалb лишь 1,6%. В то же время по федеральному округу там первое место заняла КПРФ (26%), а ее кандидат получил лишь 11,9%, заняв четвертое место. Причем сходная картина сложилась в подавляющем большинстве избирательных округов.

Нас часто уверяют, что избиратель с большей легкостью делает выбор из конкретных кандидатов, нежели определяется в пользу той или иной партии. Но результаты последних думских выборов показывают, что дело обстояло как раз наоборот. Если при голосовании по федеральному округу не смогли или не захотели определиться (то есть унесли либо испортили бюллетени либо проголосовали против всех партий) 3,6 млн. (то есть 5%) избирателей, то при голосовании по одномандатным избирательным округам в целом по стране таких было 12,6 млн. (18%). Таким образом, по самым скромным оценкам, 13% избирателей, пришедших на участки 17 декабря 1995 года, выразив предпочтение тому или иному партийному списку, отказались определиться в выборе "их непосредственного защитника интересов" - одномандатного депутата. Что и показывает абсолютную надуманность упомянутого утверждения о том, что избиратель имеет более отчетливое мнение об "одномандатниках", нежели о партийных списках. А на фоне разворачивающейся сейчас кампании против пропорционального представительства это могло бы стать аргументом за отказ от смешанной системы в пользу чисто пропорциональной.

Но вернемся к предлагаемой системе Жарихина-Юшенкова. Кроме указанного выше недостатка, при такой схеме значительно увеличивается число "потерянных" голосов: по данным о голосовании за кандидатов в одномандатных округах (с учетом того, кто их выдвинул) на тех же выборах 1995 г. - с имевшихся 45,5% до 62% по схеме Юшенкова и 50% по Жарихину.

Кроме всего перечисленного выше, такая система обладает еще одним не столь очевидным недостатком. Как уже было показано выше, избиратель в округе, голосуя за кандидата, далеко не всегда разделяет взгляды выдвинувшей его партии, но его голос идет в соответствующую "партийную копилку". В результате вполне вероятна ситуация, когда, проголосовав в Псковской области за полюбившегося ему кандидата от партии, допустим, "Лимон", избиратель поспособствует избранию в Думу кандидата от этой же партии по Красноярскому краю, о котором он не имеет вообще ни малейшего понятия. Причем заранее предсказать, куда "уйдет" при такой системе голос, оказывается просто невозможно.

Конечно, наложение другой избирательной модели на давно прошедшие выборы нельзя считать вполне корректным, поскольку стратегия партий на выборах зависит от существующей избирательной системы, а значит, через один-два избирательных цикла по предложенной схеме мы можем получить совершенно другую картину раскладки сил, которая будет иметь мало общего с сегодняшней. И все же...

 

Cui prodest?

Задавшись этим извечным вопросом, попробуем проанализировать дальнейшее развитие событий в случае принятия такой схемы выборов.

Очевидно, что наибольшее представительство в Думе при такой системе получит та партия, которая выдвинет в округах наиболее популярных кандидатов. Однако проходящие сейчас местные выборы дают все основания считать, что наилучший результат показывают те кандидаты, которые наиболее удобны региональным губернаторам, а значит, наибольшее представительство в Думе получит "партия", выдвинувшая в каждом регионе людей, угодных местным властям. В большинстве своем губернаторы регионов-реципиентов имеют общий интерес - выбить наибольшие субвенции для своего региона, а значит, они достаточно быстро поймут свою выгоду в создании федеральной партии местных властей под условным названием "Провинция". Что характерно, эта "партия властей" будет иметь мало общего с нынешней, имеющей скорее федеральную окраску, "партией власти", которая достаточно быстро станет маргинальным образованием. Новообразованная "партия" на самом деле будет лишь конгломератом региональных тусовок, не связанных ни единым видением стоящих перед страной проблем, ни наличием сколько-нибудь внятной концепции их решения.

Кроме блока "Провинция" в Думе может оказаться представленным блок "Столица", защищающий интересы регионов-доноров (население этих регионов достаточно многочисленно и послушно, чтобы позволить такой партии преодолеть существующие барьеры).

Таким образом, мы получим "с доставкой на дом" (сиречь - в парламент) нечто подобное тому, что происходит сейчас в Италии, где угроза сепаратистов Лиги Севера носит пока больше карнавальный характер, но там и уровень социальной напряженности все же не чета нашему.

Помимо прочего, вскоре после введения такой системы у нас сможет легализоваться достаточно сильная федеральная "партия" "Братки России" - предпосылки для ее прохождения в Думу появятся практически сразу: уже сегодня в региональных парламентах можно встретить "депутатов в законе", а проведя благодаря предлагаемой схеме выборов нескольких таких "законодателей" в федеральный парламент, соответствующая партия сможет претендовать на участие в распределении мандатов по федеральному округу и, следовательно, на образование фракции.

Существующие же на сегодняшний день политические партии начнут вырождаться, выдвигая (в целях самосохранения) в одномандатных округах не столько профессионалов - законодателей, сколько популистов - "свадебных генералов", имеющих шансы на конкретных выборах получить значительное число голосов, но весьма слабо связанных как с программой партии, так и с ее парламентской деятельностью.

Нынешняя же избирательная система не только подталкивает близкие партии к образованию блоков (этот процесс, вообще говоря, достаточно труден и долог как по объективным, так и по известным субъективным причинам), но и позволяет относительно близким партиям, не сливаясь, разводить в одномандатных округах кандидатов, претендующих на близкий электорат. Эта тенденция, лишь отчасти проявившись на думских выборах 1995 года, на последних московских выборах отчетливо реализовалась на правом фланге в "Соглашении демократического большинства", на левом - в блоке "Моя Москва", выдвинувших согласованные списки кандидатов в одномандатных округах. В случае же принятия предложенной схемы выборов о любых соглашениях и блоках придется забыть раз и навсегда: партии в погоне за голосами будут просто вынуждены выдвигать кандидатов во всех одномандатных округах, реализуя известный анекдот: "Не зïм, так понадкусую".

Что же делать?

Не снимая с себя, как разработчиков нынешней избирательной системы, ответственности за ее недостатки, попробуем изложить свое видение насущных изменений.

Практически ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ситуация, сложившаяся на последних думских выборах, когда за депутатские места по федеральному округу боролись 43 избирательных объединения, по меньшей мере, абсурдна. Поэтому одна из главных целей изменений избирательного закона нам видится в недопущении к участию в выборах по федеральному округу тех организаций, которые не имеют реального политического веса.

Для этого прежде всего необходимо убрать из действующего закона явные огрехи, привести его в соответствие с новой редакцией Закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", учесть практику прошедших выборов (как федеральных, так и местных). Такие изменения реализованы в новой редакции закона о парламентских выборах, принятой в первом чтении в Государственной Думе. Остановимся лишь на нескольких из них. Прежде всего, ограничивается круг субъектов избирательного процесса исключительно политическими организациями, что не удалось провести в 1995 г. Вводится запрет трем лидерам партий баллотироваться в одномандатных округах - популярный на прошлых выборах способ личной раскрутки в округе за счет доступа ко всероссийским средствам массовой информации. Снят двойной счет подписей - отменен зачет подписей в поддержку партийных кандидатов в одномандатных округах в счет подписей, собранных в поддержку выдвинувших их избирательных объединений (вынужденная уступка регионалам в 1995 г., позволившая зарегистрировать федеральные списки восьми самым слабым избирательным объединениям). В проекте тщательно проработан порядок проверки представляемых в избирательные комиссии подписей, причем если доля недостоверных подписей превысит 10%, то кандидату или избирательному объединению отказывают в регистрации. В перспективе планируется постепенный переход от равного финансирования партий к дифференцированному, в зависимости от результатов предыдущих выборов: именно такая система существует во многих странах (Германия, Польша и др.).

Возможно, всех этих нововведений окажется недостаточно, чтобы в избирательный бюллетень не проникли фиктивные организации. Возможно, для решения главной (как считают некоторые) задачи - снижения доли "потерянных" голосов - следует принимать в расчет реальную активность партий в избирательных округах. Но если и делать это, то осторожно, не выплескивая с водой ребенка, сохраняя вышеуказанные преимущества нынешней избирательной системы.

В качестве варианта для обсуждения можно было бы предложить несколько дополнительных идей, не нашедших пока отражения в законопроекте.

Во-первых, можно ввести в закон дополнительное условие для регистрации федерального списка кандидатов - регистрация одномандатных кандидатов от того же избирательного объединения или блока в 20-30 субъектах РФ. Такое ограничение не затронуло бы ни одной мало-мальски серьезной политической организации, участвовавшей в выборах, оставляя им возможность договариваться о взаимном снятии кандидатур в одномандатных округах, но подкосило бы регистрацию "партий одного человека": анализ результатов выборов 1995 г. показывает, что из десяти лидировавших тогда объединений зарегистрировали своих кандидатов менее чем в 30 субъектах лишь "Женщины России" и впервые участвовавшая в выборах партия Святослава Федорова, а из объединений, получивших менее 3% голосов, перешагнуть этот барьер смогли только Борис Федоров и искусственно созданный "Блок Ивана Рыбкина".

Во-вторых, можно было бы уже на очередных выборах ввести финансовую ответственность партий: в случае, если по результатам выборов партийный список не наберет определенной доли голосов (например, 1 или 2%), то соответствующая партия обязана вернуть в государственный бюджет не только те средства, которые ей были выделены на избирательную кампанию, но и возместить затраты на предоставление ей бесплатного эфира на телевидении и радио, а также бесплатных площадей в периодических печатных изданиях.

Возможны и другие подходы к решению проблемы отсечения политических маргиналов, и мы будем благодарны за любые иные предложенные к рассмотрению здравые идеи для реализации этой цели.

Вместо заключения

Некоторые сторонники "новой модели выборов", не заглянув в святцы, ударили во все колокола о германской природе этой системы, но единственное, что объединяет избирательную систему ФРГ и предложенную схему, - это оговорка, что 5-процентный барьер не действует для партий, сумевших провести 3 депутатов по одномандатным округам.

Весь корпус мандатов в бундестаге распределяется между партиями исключительно пропорционально результатам голосования "вторым голосом" (т.е. за партсписки), тогда как указанные авторы напрочь отвергают саму идею голосования за партийные списки. В то же время согласно существующей российской избирательной системе результаты голосования за партсписки определяют распределение мест только в той половине Думы, которая избирается по федеральному округу. Именно поэтому нынешняя российская избирательная система является, если можно так выразиться, более смешанной, чем германская, которую скорее можно считать чисто пропорциональной с предоставлением избирателям возможности в большей или меньшей мере определить голосованием в одномандатных округах персональный состав депутатского корпуса в жестких рамках пропорционально распределенных между партиями мандатов.

Таким образом, если существующая избирательная система предоставляет избирателю возможность выбора как "своего" депутата, так и общероссийской политической позиции, выражаемой партиями, по-разному голосуя в одномандатном и федеральном избирательных округах, то "реформаторы" предлагают жестко слить это в один выбор. Странно, почему никто из них не предложил выпускать новую модель автомобиля, в котором педали газа и тормоза будут заменены единой педалью - по той же самой логике: чем меньше в автомобиле педалей, тем легче им управлять.

(С) "Независимая газета" (НГ), электронная версия (ЭВНГ). Номер 048 (1619) от 20 марта 1998 г., пятница. Полоса 7. Перепечатка за рубежом допускается по соглашению с редакцией. Ссылка на "НГ" и ЭВНГ обязательна. Справки по адресу evng@ng.ru

 

Hosted by uCoz